Почему люди обращаются к альтернативной медицине? Альтернативное лечение и традиционная медицина, происхождение болезни, смысл здоровья и многое другое
- Почему люди обращаются к альтернативной медицине?
- О чем мы говорим, разговаривая о здоровье
- Традиционная медицина
- Альтернативная медицина
- Происхождение болезни
- Смысл здоровья
- Целительный процесс
- Природа здорового образа жизни
- Сравнительное исследование двух систем
- Ограниченность западного образа мышления
Согласно исследованию, проведенному в 1997 году, 42 процента американцев использовали один или несколько методов лечения, которым не учат в медицинских институтах и которые не практикуются в американских больницах. По сравнению с 1990 годом этот показатель вырос на 8 процентов. Хотя подавляющее большинство опрошенных (95%) пытались решить свои медицинские проблемы с помощью традиционной медицины, лишь менее 40 процентов решились сообщить своим врачам об альтернативном лечении. Отсюда можно сделать вывод о том, что с альтернативной медициной у нас что-то не так.
Более половины американцев оплачивают свое лечение целиком и самостоятельно. В 1997 году на альтернативное лечение было потрачено 27 миллиардов долларов – почти столько же, сколько и на традиционные медицинские услуги. В 1997 году американцы 629 миллионов раз посещали альтернативных целителей. Это – вдумайтесь в эту цифру – примерно на 243 миллиона посещений больше, чем в обычных лечебных учреждениях. Хотя с того времени подобных исследований не проводилось, можно с уверенностью сказать, что популярность альтернативной медицины среди американцев постоянно растет. Это по-настоящему большой бизнес.
Медицинское сообщество более не может игнорировать альтернативные методы лечения. Интерес к ним публики очень велик и постоянно ширится. Достаточно посмотреть на полки книжных магазинов, заставленные специальной литературой, магазины здорового питания и многочисленные клиники, предлагающие альтернативные услуги, чтобы понять, что интерес этот не следует недооценивать. Другими словами, американцы хотят получить нечто большее, чем традиционная медицина.
Некоторые обращаются к врачам и целителям по одной и той же причине. Например, с хронической болью борются и с помощью обезболивающих, и с помощью иглоукалывания и других нетрадиционных методов. Другие пациенты ожидают от каждого подхода чего-то своего. Например, они обращаются к семейному врачу, чтобы бороться с инфекцией с помощью антибиотиков, а затем отправляются к альтернативному целителю, чтобы повысить естественный иммунитет с помощью здорового образа жизни. Некоторые из тех, кто подвергается химиотерапии, используют медитацию и визуализацию, чтобы справиться с побочными эффектами применяемых лекарств. Люди, использующие традиционные и альтернативные методы лечения, делают собственный выбор и готовы принять на себя ответственность за свое здоровье (см. таблицу 1).
Таблица 1. Тринадцать основных причин, по которым люди обращаются к альтернативной медицине (1990–1997)
Проблема | Процент больных |
---|---|
Боль в шее | 57 |
Боль в спине | 48 |
Тревожность | 43 |
Депрессия | 41 |
Головные боли | 32 |
Артрит | 27 |
Общие заболевания | 27 |
Усталость | 27 |
Бессонница | 26 |
Судороги, спазмы | 24 |
Аллергия | 17 |
Легочные заболевания | 13 |
Гипертония | 12 |
Поскольку альтернативные целители готовы взяться за любую проблему, потребителю становится очень трудно определить, как и где можно получить наилучшее лечение. Очень трудно найти надежную информацию, выбрать хорошего специалиста, не попасть в руки шарлатана.
Вы должны остерегаться целителей, которые:
■ утверждают, что знают ответы на все вопросы;
■ утверждают, что их метод целительства является наилучшим и единственно правильным;
■ обещают скорый успех;
■ отказываются консультироваться с другими специалистами;
■ кажутся более заинтересованными в своем гонораре, чем в вашем здоровье.
Среди альтернативных целителей есть по-настоящему хорошие, лицензированные специалисты, но никто не может дать вам никаких гарантий. Ситуация в альтернативной медицине еще более настораживает, чем в медицине традиционной. Многие обращаются к целителям по рекомендациям друзей, знакомых или родных. Кому-то рекомендуют специалистов в магазинах здорового питания или в местных больницах. Большинство людей не рассказывает врачам о том, что они обращаются к целителям. Это объясняется страхом, смущением, боязнью прослыть суеверным и отсталым. Эти страхи не беспричинны. Если ваш врач начинает осуждать подобные действия и категорически запрещает вам прибегать к услугам альтернативной медицины, имеет смысл подумать о том, что вам нужен другой врач. С другой стороны, не вызывает сомнений тот факт, что ваш доктор знает о болезнях гораздо больше вас (если только вы сами не врач!). Открыто и честно обсудив с ним свои проблемы, вы можете найти хорошего целителя, обращение к которому не окажется опасным для вашего здоровья.
Причины, по которым люди выбирают альтернативную медицину:
■ Желание вылечиться.
■ Желание обрести крепкое здоровье, чего не смогла дать традиционная медицина.
■ Желание повысить качество жизни.
■ Желание принимать решения, связанные со здоровьем, самостоятельно.
■ Мнение о том, что традиционная медицина лечит симптомы, а не причину болезни.
■ Неэффективность традиционных методов лечения.
■ Желание уменьшить количество принимаемых лекарств.
■ Желание приобщиться к определенной культурной системе.
Одна из основных проблем пациента, выбирающего метод альтернативной медицины, это неумение пользоваться словами. Многие считают сам термин «альтернативная медицина» слишком узким и вводящим в заблуждение. Они полагают, что такое название не дает полного понимания традиционных целительных способов. Было бы гораздо полезнее пользоваться обычным языком, чтобы не пугать потенциальных пациентов. В целях большей ясности в этой книге мы будем использовать термин «традиционная медицина» или «биомедицина» для обозначения официального здравоохранения и термин «медицина» или «нетрадиционная медицина» для описания целительных способов, которым и посвящен наш труд.
Однако единых терминов на данный момент не существует. Например, термин «альтернативная медицина» используется преимущественно в Соединенных Штатах, тогда как выражение «нетрадиционная медицина» больше свойственно Европе. Но одно ли это и то же? Следует ли медицину Запада называть «западной», если она широко используется в больницах Индии и Сингапура? Путаница названий является основной причиной непонимания сути альтернативной медицины. Еще больше запутывает человека изобилие противоречивой информации (см. таблицу)
Таблица 2. Термины, используемые для описания двух типов медицины
Традиционная медицина | Альтернативная / Нетрадиционная медицина |
---|---|
Современная | Древняя |
Западная | Восточная |
Аллопатия | Гомеопатия |
Традиционная | Нетрадиционная |
Ортодоксальная | Неортодоксальная |
Биомедицина | Натуропатия |
Научная | Народная |
Надеюсь, это поможет вам разобраться и правильно оценить полученную информацию и принять разумное и взвешенное решение относительно собственного здоровья.
Граница между традиционной и альтернативной медициной очень размыта и постоянно меняется. Например, использование поливитаминов или диета относятся к медицине или образу жизни? Следует ли их рассматривать как способы традиционного или альтернативного лечения? А куда мы отнесем духовные способы целительства и молитвы – наименее изученные, но весьма эффективные методы? Хотя термины «традиционная» и «альтернативная» медицина используются достаточно широко, в некоторых случаях их методы могут и совпадать. Порой традиционная медицина отступает на второй план, а ведущую роль в лечении начинает играть медицина альтернативная.
Традиционная западная медицина насчитывает всего двести лет. В ее основе лежат философские взгляды Рене Декарта (1596–1650), отделившего разум от тела, и физические принципы сэра Исаака Ньютона (1642–1727), который рассматривал Вселенную как гигантские механические часы, где все движется линейно и последовательно. При таком механистическом подходе человеческое тело воспринимается как собрание отдельных частей. Такой подход можно развивать и дальше – то есть рассматривать каждую часть как состоящую из более мелких систем, органов и клеток. Развитие подобного подхода приводит к тому, что человек превращается в пациента, пациент – в тело, а тело уподобляется машине. Здоровьем называется отсутствие болезней, то есть в данный момент в «машине» ничего не сломано. Врач обращает на вас внимание, только когда в вашей «машине» что-то ломается и появляются признаки дисфункции. Врачей учат тому, чтобы «ремонтировать» сломанные части с помощью химических веществ – лекарств, облучения, хирургии или протезирования. Это агрессивный, прагматичный подход. Врачи ведут настоящую войну с болезнями, и в этой войне не бывает «мирных переговоров». И потребители медицинских услуг, и сами врачи полагают, что необходимо что-то делать, а не сидеть и ждать, пока организм сам справится с проблемой. На болезнь набрасываются решительно и агрессивно. Лекарства и хирургия действуют быстрее, чем внутренний иммунитет организма. А ведь человек вполне мог бы и сам преодолеть болезнь!
Биомедицина трактует человека как физический объект. Разум и дух отделяются от физического тела и рассматриваются как факторы вторичные, а то и мешающие. Традиционная медицина имеет в своем распоряжении мощные средства, позволившие избавить человечество от таких страшных заболеваний, как оспа и полиомиелит. В качестве «скорой помощи» традиционная медицина не знает себе равных. Она исключительно эффективна в экстренных случаях – при травмах, бактериальных инфекциях и сложных хирургических операциях. В такие моменты лечение должно быть быстрым, решительным и целенаправленным. Ответственность за результат целиком ложится на врача. Основная цель любого вмешательства – избавить пациента от тревожащих его симптомов. Неудивительно, что в названиях многих лекарств мы встречаем приставку «а-» или «противо-»: анальгетики, анестетики, противовоспалительные средства и т.п. Поскольку традиционная медицина по большей части занята частями тела и симптомами и не хочет иметь дела со всей системой в целом (то есть с энергией, мыслями и чувствами), она не очень хорошо справляется с длительными хроническими заболеваниями, такими, как артрит, сердечные заболевания и гипертония.
Термин «альтернативная медицина» включает в себя сотни различных способов целительства, применяемых в различных концах света. Многие из этих способов дошли к нам из древности. Ими пользовались еще в Древнем Египте, Китае. Индии, Греции. Такие методы насчитывают тысячи лет. Их описание передавалось изустно, а с возникновением письменности было зафиксировано в письменной форме. Другие способы альтернативной медицины, например, остеопатия и натуропатия, возникли в Соединенных Штатах в течение двух последних веков. Есть и абсолютно современные способы целительства, находящиеся на передовом крае науки. Я говорю о биоэлектромагнетизме и экстрасенсорике.
Хотя все эти способы не похожи друг на друга, в них есть нечто общее. Они основываются на парадигме целостности.
В альтернативной медицине человек не воспринимается исключительно как физическое тело, части которого можно ремонтировать и заменять. Ментальные, эмоциональные и духовные компоненты играют в здоровье человека важнейшую роль. Поскольку тело, разум и дух представляют собой единую систему, а болезнь – это воздействие на систему, она влияет не только на физическое тело, но и на две другие составляющие. Даже Гиппократ, отец западной медицины, признавал холистический (т.е. целостный) подход к лечению. Он призывал врачей наблюдать за жизненными обстоятельствами и эмоциональным состоянием своих пациентов. С ним соглашался и Сократ, заявлявший: «Лечите душу. Это самое главное». В альтернативной медицине симптомы считаются проявлением мудрости тела, попыткой организма устранить дисбаланс или болезнь. Помимо этой тенденции, объединяет различные способы альтернативной медицины и другое:
■ внутри каждого человека постоянно идет внутренний процесс самоисцеления и самовосстановления;
■ люди должны сознательно принимать решения относительно собственного здоровья;
■ природа, время и терпение – вот самые великие целители.
Две парадигмы, которые могут сосуществовать
Западная медицина за два последних века достигла огромного прогресса. Ученые изучили физическое функционирование тела и поняли его принцип. Роды, при которых на протяжении веков погибало множество женщин и младенцев, стали почти безопасным явлением. Врачи открыли пути передачи инфекционных и других заболеваний, благодаря чему удалось победить многие болезни. Хирурги с легкостью «чинят» сломанные ноги, сердца и мозги. Удивительного успеха удалось достичь в лечении острых заболеваний. Однако основной причиной смертности являются вовсе не острые заболевания. Речь идет о болезнях хронических: раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете, психических расстройствах. А вот с этими-то болезнями альтернативная медицина справляется куда более эффективно.
Когда в 1905 году Эйнштейн впервые сформулировал теорию относительности, представление человека о Вселенной резко изменилось. Эйнштейн утверждал, что вся материя есть энергия, что энергия и материя неразрывно взаимосвязаны и что вся материя связана на субатомном уровне. Нельзя воздействовать на организм, не оказывая воздействия на все его части. Значит, Вселенная вовсе не похожа на гигантские часы. Это скорее живая многомерная паутина. Жизненная сила наполняет физическое тело, но в нем имеется и духовная сущность, неразрывно связанная с высшими субстанциями и бесконечным источником энергии. Когда жизненная сила свободно течет через тело, человек пребывает в хорошем состоянии здоровья. Когда же жизненная сила блокируется или ослабевает, органам, тканям и клеткам недостает энергии, необходимой для их нормального функционирования, в результате чего возникает болезнь. Стоимость традиционных медицинских услуг постоянно растет, но люди по-прежнему страдают от хронических и дегенеративных заболеваний. В такой ситуации обращение к альтернативной медицине оказывается вполне оправданным.
Каковы теоретические основы двух систем?
Для полного понимания и взвешенного сравнения традиционной и альтернативной медицины необходимо понять теоретические основы двух систем, которые и определяют методы исследования и лечения. Речь идет о причинах заболеваний, роли здоровья, самом целительном процессе и природе здорового образа жизни (см. таблицу).
Таблица 3. Парадигмы медицины
ПП | Традиционная медицина | Альтернативная медицина |
---|---|---|
Разум, тело, дух | разделены | едины |
Тело | сумма частей, механизм | живой микрокосм, или вселенная |
Болезнь возникает, когда | составные части «ломаются» | возникает дисбаланс энергии/жизненной силы |
Задача медицины | бороться с болезнью | восстановить гармонию тела – духа – разума |
Врач должен | подавить и устранить симптомы | выявить причину возникновения дисгармонии и дисбаланса |
Основное внимание следует уделить | составным частям, материи | единому целому, энергии |
Лечение заключается в | попытке «починить» сломанные части | стимуляции процесса самоисцеления |
Основные методы лечения | лекарства, хирургия | диета, физические упражнения, травы, борьба со стрессами, социальная поддержка |
Медицина – это | лечение болезни | забота о здоровье |
Биомедицина и альтернативная медицина резко расходятся во взгляде на причину болезни. Биомедицина исходит из того, что болезнь вызывается бактериями, а, следовательно, антитоксины и вакцины могут повысить способность человека сопротивляться нежелательному воздействию вредоносных существ. Вооружившись этим знанием, врачи начали бороться с огромным множеством страшных инфекционных заболеваний. По мере развития медицины, врачи поняли, что причиной других заболеваний являются микробы и генетическая предрасположенность. Выявив патоген, метаболический сбой или химический дисбаланс, можно найти лекарство, которое устранит это пагубное для здоровья явление. Следовательно, любую болезнь можно победить с помощью вакцины, антибиотика или химического соединения.
Традиционная медицина во многом опирается на теорию Дарвина о естественном отборе. Дарвин утверждал, что жизнь – это постоянная борьба, в которой выживают только сильнейшие. В применении к медицине эта теория привела к убеждению в том, что человек живет, подвергаясь постоянной атаке со стороны миллионов микроорганизмов, являющихся основной причиной большинства заболеваний. Люди должны были обороняться и контратаковать с помощью средств, которые убивали бы врагов.
Основываясь на этом предположении, симптомы болезни стали рассматривать как враждебные проявления, с которыми следовало бороться. Например, головная боль – это повреждающий фактор, который нужно немедленно устранить, а повышение температуры – это и вовсе нападение на организм, также подлежащее мгновенному отражению.
Альтернативная медицина исходит из убеждения в том, что человеческий организм функционирует благодаря току в нем жизненной силы и энергии. Органы тела должны находиться в полной гармонии и равновесии. Гармония и баланс должны существовать не только в теле человека, но и в обществе и во всей окружающей среде в целом. Сбалансированный организм может эффективно противостоять воздействию бактерий и вирусов, а также травмам. Когда жизненная сила и энергия блокируются или ослабевают, органы и ткани не могут функционировать нормально, поступление кислорода к ним сокращается, токсичные продукты накапливаются, что приводит к дегенерации органов и тканей. Симптомы болезни – это способ, которым организм сообщает, что жизненная сила блокирована или ослабела, что иммунная система не справляется. Болезнь вовсе не всегда вызвана бактериями и вирусами, поскольку те окружают нас постоянно. Болезнь – это конечный результат серии событий, которые начались в тот момент, когда жизненная сила блокировалась или ослабела.
Основываясь на таком предположении, можно сказать, что симптомы не следует подавлять, если они не представляют прямой угрозы для жизни – если головная боль не связана с инсультом, а температура не поднялась выше 41 градуса. Напротив, к симптомам нужно относиться с вниманием, поскольку они говорят о том, что система борется за самовосстановление. Головная боль может служить сигналом о том, что необходимо восстановить утраченный энергетический баланс, а повышение температуры – быть связанным с разрушением бактериальных белков или токсинов. Подавляя симптомы, вы не устраняете причины болезни. Напротив, вы загоняете болезнь внутрь. Поскольку энергии извне не поступает, возникший энергетический баланс не устраняется.
Индийские, китайские и индейские целители вкладывали в слово «здоровье» совсем не тот смысл, какой вкладывает в него традиционная западная медицина. Для западного человека, по крайней мере в прошлом, здоровье ассоциировалось с отсутствием болезни или другого аномального состояния. Такое определение расширялось. Стало ясно, что здоровье – это не статичное состояние. Тело претерпевает постоянные изменения, адаптируясь к внутренним и внешним условиям. Большинство врачей определяет здоровье как состояние благополучия. Впрочем, в вопросе о том, кто определяет это благополучие – врач или пациент, они могут расходиться.
Целители, занимающиеся альтернативной медициной, рассматривают здоровье как состояние целостности, баланса и гармонии тела, разума, эмоций и духа. Здоровье – это не какой-то идеал, к которому нужно стремиться. Это длительный процесс, это реализация жизненного потенциала, внутреннее ощущение жизни. Физический аспект здоровья включает в себя оптимальное функционирование всех систем тела. Эмоциональный – чувство самодостаточности, высокую самооценку, способность чувствовать и создавать. Духовное здоровье определяется согласием с самим собой, с окружающими, с обществом. Взаимосвязанные компоненты приводят к развитию внутренней системы моральных ценностей и обретению смысла жизни. Духовные факторы связаны и с другими, в том числе и с поиском смысла жизни через ощущение единства с другими людьми и с внешней силой, которую люди называют по-разному – Богом или Высшим Разумом. Общественный аспект духовного здоровья следует понимать как единство человечества и веру в священность жизни в любом ее проявлении. Такие убеждения побуждают человека к поискам истины, появлению чувства справедливости по отношению ко всем членам общества. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что «существующее определение здоровья должно включать в себя духовный аспект, а забота о здоровье должна находиться в руках тех, кто полностью осознает и разделяет духовные ценности человечества».
Целительный процесс в двух медицинских системах воспринимается по-разному. Традиционная медицина отдает предпочтение внешним методам – применению лекарств, хирургическим операциям, облучению. Врачей учат «чинить» или заменять поврежденные части. Врач целиком и полностью сосредоточен на болезни или аномальном состоянии.
Целитель, занимающийся альтернативной медициной, изучает состояния, которые повреждают, снижают жизненную силу и мешают энергии свободно течь по организму человека. Исцеление целиком и полностью зависит от восстановления баланса и гармонии. Целитель сосредоточивается на потенциале человека, а не на его болезни. Модель лечения и модель исцеления более подробно рассмотрена далее.
Традиционная и альтернативная медицинские системы по-разному подходят к тому, как можно сохранить и поддержать здоровье. Традиционная медицина сосредоточивается на предупреждении болезней. Потребителей учат тому, как можно уменьшить риск возникновения рака, сердечнососудистых заболеваний и других болезней, угрожающих жизни и являющихся основной причиной смертей в современном западном мире. Да, это очень важно, но предупреждение болезни – это всего лишь один аспект сохранения здоровья.
В альтернативной медицине существует совершенно другой подход к этой проблеме. Сохранение здоровья – это длительный, постоянный процесс, связанный с оптимальным развитием физического, эмоционального, ментального и духовного «я» человека. Система ценностей, образ жизни и отношение к здоровью играют очень важную роль. Человек должен вести более здоровый образ жизни, отвечать за собственное благополучие и учиться справляться с возникающими проблемами со здоровьем.
Научные убеждения основываются не только на фактах, но и на парадигмах – точке зрения на то, как эти факты взаимосвязаны и организованы. Различия в научных убеждениях, по крайней мере, частично являются отражением различных научных парадигм, используемых разными группами ученых. Это позволяет нам понять непрекращающийся конфликт между количественным и качественным подходом, лечением и исцелением, Западом и Востоком, традиционной и альтернативной медициной. Как правило, специалисты традиционной медицины весьма скептически относятся к медицине альтернативной. Однако поскольку парадигмы двух систем настолько различны, они просто не в состоянии понять суть проблем. Для того чтобы понять суть альтернативной медицины, необходимо использовать самые различные приемы и точки зрения.
Три подхода к исследованиям
Количественные исследования воплощают в себе самую суть западных научных методов, включающих в себя формулировку и проверку гипотез, а затем их принятие или отказ от них. Каждый вопрос делится на множество мельчайших подвопросов. Результаты должны быть повторяющимися для того, чтобы их можно было обобщить. Результаты должны быть предсказуемыми и управляемыми. Количественные исследования являются объективными, поскольку наблюдатель отделяется от объекта наблюдения. Другая сторона этого объективизма заключается в том, что вся информация черпается только из физически измеряемых данных. Такой тип исследований исключительно эффективен для выявления факторов, вызывающих болезнь, и для осуществления лечения. Однако он не позволяет воспринимать человека как единое целое.
Качественные исследования изучают контекст и смысл взаимодействующих переменных в той степени, в какой они отражают единое целое. Исследователи наблюдают, документируют, анализируют и определяют качество интерактивных взаимоотношений между переменными. Кстати говоря, физики полагают, что измерения не могут быть объективными и окончательными. Принцип неопределенности Гейзенберга утверждает, что акт наблюдения за явлением неизбежно оказывает влияние на проистекание наблюдаемого явления. Данная парадигма исходит из общности измеряемого и измеряющего. Помимо этого, данная парадигма связана и с убеждением в том, что взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой является взаимопроникающим, многомерным и синергическим. Разбивать его на части невозможно. Холистическое убеждение в том, что целое всегда больше суммы частей, является основой качественной парадигмы.
Унитарно-трансформативный подход к исследованию представляет собой совершенно новую парадигму. Явление рассматривается как единая, самоорганизующаяся система, являющаяся частью более крупной самоорганизующейся системы. Изменения нелинейны и непредсказуемы, поскольку система постоянно находится в процессе организации и дезорганизации. Знание – это функция и наблюдающего, и наблюдаемого. Знание является личностным, поскольку включает в себя мысли, ценности, чувства и цели.
Традиционная и альтернативная медицина идеально дополняют друг друга. Точно так же дополняют друг друга и различные методы исследования. Одни исследования показывают нам, как мало мы знаем, другие же включают вновь полученные знания и предсказывают результаты вмешательства. Эти методы помогают нам понять все аспекты отношений между пациентом и врачом. Собрать научные знания можно лишь с помощью всех парадигм одновременно.
Те, кто придерживается исключительно западной системы научных исследований, не обращают внимания на некие явления или нематериальные субстанции, что невозможно воспринять с помощью пяти органов чувств, измерить и охарактеризовать количественно. Если результаты невозможно объяснить с помощью принципа причины и следствия, они попросту отбрасываются и не принимаются во внимание. Многие продолжают следовать этому убеждению с поистине религиозным фанатизмом. Могущество науки для таких людей заключается в той силе, которую наука дает лично им. Отрицая незападную научную парадигму, называя ее неполноценной и не заслуживающей доверия, большинство членов традиционного медицинского сообщества пытаются противостоять той угрозе, какую альтернативная медицина и способы исследования представляют для их работы, их благополучия, их отношения к миру.
Тем не менее биомедицинские исследования не могут объяснить целый ряд явлений, возникающих в процессе альтернативного целительства. Когда акупунктура или гомеопатия приносят клинически достоверные результаты, которые невозможно объяснить с биомедицинской точки зрения, врачи предпочитают закрывать глаза на эти результаты, вместо того чтобы изменить свою научную модель. В противоположность биомедицинской перспективе, Ричард Бакминстер Фуллер, американский архитектор и изобретатель, сказал когда-то: «Восемьдесят процентов реальности не может быть воспринято или определено с помощью пяти органов чувств». Если исследователи ограничивают себя пятью чувствами, они никогда не поймут природы энергетических полей человека, электромагнитных полей, энергетики мысли и целительной силы молитвы.
Традиционная медицина исходит также из того, что доказать эффективность процедур и лекарств можно только с помощью множества объективных экспериментов. В таком эксперименте процедура или вещество изолируется и анализируется в определенных условиях. Результаты сравниваются с аналогичными результатами исследования другого вещества или процедуры. Такой подход основывается на предположении о том, что болезнь вызывается отдельными факторами, а, следовательно, эти факторы нужно изучать отдельно и вне контекста. Альтернативная же медицина полагает, что ничто в мире не вызывается отдельными факторами. В альтернативной медицине не существует вещества, способного в одиночку излечить болезнь. Болезнь вызывается совокупностью факторов, и исцеление возможно лишь в результате совокупности воздействий. Метод объективного слепого эксперимента не позволяет получить результаты такой сложности и разнообразия.
Хотя большинство альтернативных медицинских систем не поддаются количественным исследованиям, они давно не экспериментальные. Они опираются на развитую систему практических наблюдений и опыта, что и является основой их объясняющей модели. Надо сказать, что от 70 до 85 процентов современных биомедицинских приемов также опирается на наблюдения и опыт и не может быть исследовано количественно. Хотя новое лекарство должно пройти жесткие испытания эффективности и безопасности до введения его в клиническую практику, новые виды анализов, процедур подобной проверке не подвергаются. Лишь малая часть новых устройств проверяется до внедрения в широкую практику. Западные врачи, подобно альтернативным целителям, во многом полагаются на клинические наблюдения и опыт. Таким образом, противоречие между медициной традиционной и альтернативной является скорее культурным, чем научным.
Тщательная документация позволяет получить информацию о ряде альтернативных методов лечения, допустимых в современном обществе. Такие данные можно получить в Интернете и из специальной литературы. Однако пройдет еще немало времени, пока альтернативная медицина будет понята и использована в полном объеме. Впрочем, я считаю, что люди должны иметь возможность доступа к эффективным альтернативным методам лечения, несмотря на то, что дебаты относительно них до сих пор продолжаются.
Выводы
Потребители медицинских услуг традиционной медицины, находя их неэффективными, бездушными, направленными на устранение симптомов, а не самой причины болезни, обращаются к медицине альтернативной. Причем число этих обращений возрастает. Почти 50% американцев выбрали именно такой метод лечения.
Большинство альтернативных методов лечения направлено на нормализацию тока жизненной силы в организме, а не на использование внешних сил и средств, таких, как хирургия, технологические новинки или лекарственная терапия.
Хотя две медицинские системы резко отличаются друг от друга и провести сравнительное исследование довольно трудно, в последние 10–15лет доказано, что альтернативная медицина часто способствует исцелению, хотя причины этого исцеления так до конца и не поняты.
Источник: http://renamed.narod.ru/
Получить бесплатную консультацию: